Аутсорсинг
Сетевые аптеки увеличивают свое присутствие. Что делать остальным аптекам?
Факторы, обеспечивающие преимущества сетевым аптекам:
-
прямые договоры с крупнейшими фармдистрибьюторами и, следовательно, более низкие закупочные цены,
-
централизация складского хранения, финансовых операций, маркетинга и управления персоналом, уменьшающая издержки,
-
возможности рекламы общесетевой торговой марки
Недостатки сетевых аптек:
-
большие расходы на содержание офисов и персонала
-
громоздкость системы управления аптеками
-
недостаточная гибкость формирования товарного запаса»
Решение:
Для того, чтобы успешно конкурировать с сетевыми игроками необходимо совместить преимущества сетевых аптек, исключив их недостатки. Механизм: передача части бизнес-процессов аптеки на аутсорсинг
Аутсорсинг - это передача части бизнес-процессов на исполнение сторонней организации, который позволяет
Основной принцип:
В отличии от сетевых аптек, которые строятся по единой схеме управления, в рамках аутсорсинга каждая аптека на основании анализа своих ресурсов (человеческих и финансовых) может решить какие процессы передать на аутсорсинг, а какие осуществлять самостоятельно
Основные бизнес-процессы аптеки
-
Контроль и отчетность
-
Контроль цен на ЖНВЛС, забракованных серий, обязательного ассортимента, просроченных партий
-
Выгрузка в РЗН, ФТК
-
Управленческая отчетность
А какие бизнес-процессы аптека может отдать на аутсорсинг для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность?
Нужно отметить, что не смотря на новизну термина «аутсорсинг» для аптек, он широко распространен. Причем как в форме внешнего аутсорсинга, так и скрытого внутреннего в виде "Головного офиса"
Существующие схемы распределения функций между аутсорсером и аптекой
-
Ассоциация аптек
На аутсорсинг отдаются лишь часть функций маркетинга и рекламы, функции представления общих интересов перед поставщиками и государственными органами.
-
Децентрализованная сеть франчайзи
В качестве аустсорсера в данном случае выступает «головной офис». Кроме аутсорсинга маркетинга и рекламы, в данном случае в функции офиса может входить разработка и контроль принципов мерчендайзинга, формирование ассортимента, ценовой политики, управление персоналом и т.д.
-
Централизованная сеть
В данном случае в аптеке остается только функции продажи и, иногда, формирования потребности в товаре. Все остальные функции выполняются в головном офисе, являющимся фактически аутсорсером по отношению к аптеке
-
Сети смешанного типа
Крупные аптечные сети, особенно сети, построенные по принципу франчайзинга, могут сочетать одновременно несколько принципов организации и распределения полномочий. Этим достигается гибкость и возможность подключения к сети новых аптечных сетей со своей организационной структурой
-
Аптека в управлении
Развитие принципа централизованной сети. В данном случае в качестве головного офиса выступает сторонняя управляющая компания, не обладающая правом собственности на бизнес аптеки
Оценка допустимой стоимости аутсорсинга
-
Альтернативные затраты
Оценивается сокращение общей величины затрат в годовом исчислении с учетом больничных и отпусков. Не совсем корректный способ оценки, т.к. не учитывает изменение показателей чистой прибыли
-
Формула добавленной стоимости
Эта концепция является наиболее полезной, так как принимает в расчет и автоматизацию и качество бизнес-процессов на аутсорсинге
Доход – (закупки + затраты + стоимость аутсорсинга)
-
Формула добавленной производительности
Оценивается рост производительности труда сотрудников при использовании аутсорсинга
(Доход – (закупки + затраты + стоимость аутсорсинга))/Число сотрудников