Аутсорсинг

Сетевые аптеки увеличивают свое присутствие. Что делать остальным аптекам?

Факторы, обеспечивающие преимущества сетевым аптекам:

  • прямые договоры с крупнейшими фармдистрибьюторами и, следовательно, более низкие закупочные цены,

  • централизация складского хранения, финансовых операций, маркетинга и управления персоналом, уменьшающая издержки,

  • возможности рекламы общесетевой торговой марки

Недостатки сетевых аптек:

  • большие расходы на содержание офисов и персонала

  • громоздкость системы управления аптеками

  • недостаточная гибкость формирования товарного запаса»

Решение:
Для того, чтобы успешно конкурировать с сетевыми игроками необходимо совместить преимущества сетевых аптек, исключив их недостатки. Механизм: передача части бизнес-процессов аптеки на аутсорсинг

Аутсорсинг - это передача части бизнес-процессов на исполнение сторонней организации, который позволяет

  • сократить затраты

  • повысить качество существующих бизнес-процессов

  • получить доступ к новым технологиям

Основной принцип:
В отличии от сетевых аптек, которые строятся по единой схеме управления, в рамках аутсорсинга каждая аптека на основании анализа своих ресурсов (человеческих и финансовых) может решить какие процессы передать на аутсорсинг, а какие осуществлять самостоятельно

Основные бизнес-процессы аптеки

  • Управление товарными запасами

    • Анализ товарных запасов и формирование потребности в товаре

    • Формирование заказов поставщикам

    • Приход товара

  • Контроль и отчетность

    • Контроль цен на ЖНВЛС, забракованных серий, обязательного ассортимента,  просроченных партий

    • Выгрузка в РЗН, ФТК

    • Управленческая отчетность

  • Маркетинг и продажи

    • Формирование ассортиментной матрицы.

    • Ценообразование

    • Мерчендайзинг

    • Реклама

    • Дисконтная система

  • Управление персоналом

А какие бизнес-процессы аптека может отдать на аутсорсинг для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность?

Нужно отметить, что не смотря на новизну термина «аутсорсинг» для аптек, он широко распространен. Причем как в форме внешнего аутсорсинга, так и скрытого внутреннего в виде "Головного офиса"

Существующие схемы распределения функций между аутсорсером и аптекой

  • Ассоциация аптек
    На аутсорсинг отдаются лишь часть функций маркетинга и рекламы, функции представления общих интересов перед поставщиками и государственными органами.

  • Децентрализованная сеть франчайзи
    В качестве аустсорсера в данном случае выступает «головной офис». Кроме аутсорсинга маркетинга и рекламы, в данном случае в функции офиса может входить разработка и контроль принципов мерчендайзинга,  формирование ассортимента, ценовой политики, управление персоналом  и т.д.

  • Централизованная сеть
    В данном случае в аптеке остается только функции продажи и, иногда, формирования потребности в товаре. Все остальные функции выполняются в головном офисе, являющимся фактически аутсорсером по отношению к аптеке

  • Сети смешанного типа
    Крупные аптечные сети, особенно сети, построенные по принципу франчайзинга, могут сочетать одновременно несколько принципов организации и распределения полномочий. Этим достигается гибкость и возможность подключения к сети новых аптечных сетей со своей организационной структурой

  • Аптека в управлении
    Развитие принципа централизованной сети. В данном случае в качестве головного офиса  выступает сторонняя управляющая компания, не обладающая правом собственности на бизнес аптеки

Оценка допустимой стоимости аутсорсинга

  • Альтернативные затраты
    Оценивается сокращение общей величины затрат в годовом исчислении с учетом больничных и отпусков. Не совсем корректный способ оценки, т.к. не учитывает изменение показателей чистой прибыли

  • Формула добавленной  стоимости
    Эта концепция является наиболее полезной, так как принимает в расчет и автоматизацию и качество бизнес-процессов на аутсорсинге
    Доход – (закупки + затраты + стоимость аутсорсинга)

  • Формула добавленной производительности
    Оценивается рост производительности труда сотрудников при использовании аутсорсинга
    (Доход – (закупки + затраты + стоимость аутсорсинга))/Число сотрудников