Разработка и контроль стандартов мерчандайзинга

Мерчандайзинг в аптеке – это область маркетинговой деятельности, направленная на рекламу безрецептурных препаратов путем привлечения внимания посетителей к определенным товарам в месте их реализации для увеличения объема продаж. 

Правильное оформление аптеки даст возможность покупателю выбрать рекламируемый товар при совершении первой покупки, повторно приобрести товар данной торговой марки, приобрести выгодно представленные товары при незапланированной покупке, быстро найти товар при запланированной покупке, познакомиться с новыми марками товаров.

Что в основном характеризует понятие «мерчандайзинг» в аптеке? 

  • Атмосфера в аптеке

  • Форма торговли в аптеке: закрытая, открытая или смешанная форма торговли товарами аптечного ассортимента

  • Виды выкладки товаров в аптеке: объемная, горизонтальная,  вертикальная, фронтальная

  • Способы представления товара на витринах: блочная выкладка, группировка товара по видам и стилям, идейное представление. выравнивание цен, по торговым маркам

  • Шелфинг товаров в аптеке: Уровень шляпы, Уровень глаз, Уровень рук, Уровень ног

  • Последовательность размещения товаров в торговом зале аптеки: «петля мерчандайзинга»

  • Зоны размещения товаров в аптеке: горячие, теплые, холодные

  • Основные правила и принципы  касающиеся представления товара на полках: Правило представления, Правило "Лицом к покупателю",  Правило приоритетных мест. Правило размещения ценников. Правило «Первый пришел – первый ушел»

  • Стандарты обслуживания покупателей

Перед тем, как проводить мероприятия по мерчандайзингу, мы анализируем торговую точку по следующим критериям. 

Формат розничной точки - аптеки:

  • закрытый

  • открытый

  • супермаркет

Размер розничной точки

  • площадь торгового зала;

  • количество единиц торгового оборудования;

  • размеры торгового оборудования (высота, ширина, глубина полки).

 Торговый зал

  • количество кассовых узлов на аптеку;

  • зонирование торгового зала;

  • описание рабочего места консультанта;

  • описание мест для размещения рекламной информации.

Тип покупателя

  • пол, возраст, доход

  • мотивы посещения аптеки (направление врача, расположение розничной точки на пути следования, проживание по близости и т.д.);

  • средний чек;

  • наличие счетчиков посетителей в аптеках.

Ассортимент

  • количество номенклатурных единиц в ассортименте  аптеки;

  • категорийное деление ассортимента (выделенные товарные группы);

  • доли товарных групп в товарообороте средней аптеки;

  • средняя наценка в товарных группах.

 Управление ассортиментом

  • кто отвечает за ротацию ассортимента;

  • как реализуются трейд-маркетинговые акции производителей.

Визуальный анализ выкладки в схеме торгового зала.

Результатом нашей работы является:

  • Определение портрета покупателя и рекомендации по оптимизации ассортимента

  • Разработанная схема расстановки аптечного оборудования с учетом правил мерчандайзинга, соответствующая Вашему типу аптеки

  • Разработанная планограмма выкладки товаров с учетом  зон аптеки (горячие, теплые, холодные) и основных правил и принципов мерчандайзинга

  • Предоставление перечня товаров «импульсного» спроса и рекомендации по их размещению в аптеке

  • Консультации и помощь в реализации оптимизационных работ по блоку «Маркетинг и мерчандайзинг»

Важно помнить, что мероприятия по мерчандайзингу должны проводиться не однократно, а на постоянной основе в соответствии с установленным графиком и обязательно с разработанными инструментами контроля.