Разработка "прибыльной" ассортиментной матрицы
Что же это такое - "идеальная ассортиментная матрица"?
-
минимальная вероятность отказов покупателям
-
сбалансированность по всем товарным группам
-
учет сезонных колебаний спроса
-
сбалансированность ассортимента с акциями производителей
-
минимизация количества аналогов без увеличения числа отказов
-
постоянный ввод новинок
-
учет ассортимента конкурентов
-
мониторинг продаж и корректировка
На практике учесть все эти аспекты достаточно сложно. В большинстве аптек все происходит примерно так
-
ассортимент формирует заведующая по "опыту своей предыдущей работы"
-
новинки вводятся "по рекомендациям" дистрибьюторов или производителей
-
отказы покупателям фиксируются неаккуратно
-
мониторинг конкурентов проводится "от случая к случаю"
-
при заключении маркетингового договора с производителем корректировка ассортиментной матрицы не производится
К чему приводит такой "творческий" подход?
-
излишки товарных запасов аптеки доходят в суммарном выражении до 30% от общей суммы запасов
-
дефектура по группам А и В достигает 10-15% при "нормативе" 5%
-
наценка падает ниже среднеотраслевой
-
оборачиваемость товарных запасов падает до 60-70 дней при "среднем нормативе" 20-30 дней
-
при наличии товарных запасов на большую сумму торговать нечем
Как должен выглядеть "системный" подход к формированию матрицы?
-
анализ конкурентной среды
-
определение основных конкурентов
-
анализ ассортимента конкурентов
-
анализ проходимости аптек конкурентов
-
определение оптимального типа аптеки по
-
местоположению
-
проходимости
-
конкурентному окружению
-
определение оптимального набора товарных категорий и подкатегорий с учетом
-
определение ширины и глубины каждой товарной категории и подкатегории с учетом
-
формирование ассортимента каждой подкатегории на основе
-
периодический пересмотр ассортиментной матрицы на основе
-
анализа продаж в разрезе каждой подкатегории
-
идентификации и вывода неликвидов
-
ввода новинок и учета региональных рейтингов продаж
-
учета сезонности по региональной статистике, прогнозу погоды, информации от контролирующих органов
Почему аптеке трудно самостоятельно реализовать "системный" подход?
-
отсутствие номенклатурного справочника с классификацией на товарные категории и подкатегории как основы формирования ассортимента
-
отсутствие ресурсов для полноценного мониторинга конкурентов
-
отсутствие доступной информации о новинках, их продажах и другой маркетинговой информации
-
отсутствие методологии или недостаточная квалификация персонала для работы с ассортиментом
-
отсутствие удобных инструментов для анализа ассортимента, формирования матриц и их корректировки в учетной программе